Пожалуй, впервые за последние 20 лет туристические операторы Крыма намерены организовать предстоящий туристический сезон по-новому. Ставка делается не столько на пляжный отдых, который уже перестал быть главным конкурентным преимуществом региона, сколько на санаторно-курортное лечение, экскурсионное обслуживание.

Раздражители

Не секрет, что в последние годы Крымский полуостров стал “терять” туристов, преимущественно россиян, которые традиционно составляют здесь не менее трети всех отдыхающих. Тому способствует рост популярности курортов Краснодарского края РФ, и россияне стремятся больше отдыхать на пляжах Сочи, Анапы, Геленджика, Туапсе и других курортных мест.

Да и достопримечательности Крыма для детей будут очень интересны. В самый разгар сезона, в Крыму востребованы все направления отдыха: заповедники Крыма, походы к древним крепостям и водопаду Джур-Джур, гора Ай-Петри, а чего толок стоят пешие прогулки по дендросадам и экскурсии по музеям. Все это можно глянуть на сайте Туристер (tourister.ru). Также детям будут интересны аквапарк и дельфинарий.

До сих пор Крыму удавалось привлекать соседей за счет более низкой, на 20-25%, стоимости проживания в отелях и санаториях. Судя по всему, в этом году конкурентное преимущество может сойти на нет: в курортный сезон и в Крыму, и Краснодарском крае РФ стоимость турпакета увеличится на 10%. Казалось бы, равные условия. Но дело в том, что за последние полгода существенно выросло в цене железнодорожное сообщение.

“Теперь россияне, ввиду непомерной стоимости проезда в поездах, которая иногда превышает стоимость проживания в отеле, могут вообще отказаться от поездки и переориентироваться на другое направление”, — опасается Борис Зелинский, президент группы компаний “Кандагар”, сетуя на то, что отсутствие межгосударственных договоренностей между Украиной и Россией относительно определения железнодорожных тарифов может существенно повлиять на желание российских туристов отдохнуть на крымских пляжах.

Возможно, это объясняется тем, что российские власти и туроператоры активно продвигают краснодарские курорты, неоспоримым преимуществом которых является наличие в регионе трех крупных аэропортов, благодаря чему организовано гораздо лучшее авиасообщение с российской глубинкой, чем из единственного аэропорта в Симферополе.

Администрация Краснодарского края РФ уже заявила, что предоставит дотации авиаперевозчикам. Поэтому перелет, например, из Москвы в Сочи обойдется на 30-50% дешевле, чем из российской столицы в Симферополь.

Еще один раздражитель для тур­операторов, работающих в Крыму, — амбициозная программа соседней Турции по развитию ее части побережья Черного моря. Со временем эта страна будет привлекать еще больше украинских и иностранных туристов

Ориентиры

Крымским курортам давно пора занять свою специфическую нишу в структуре международного турпродукта. Прежде всего речь идет об оздоровительном и медицинском туризме. “У нас прекрасный климат, кроме того, огромное количество санаторно-курортных учреждений, построенных в нужном месте. Достаточно провести их реновацию, повысить качество услуг и продвигать на внешних рынках”, — полагает Елена Баженова, генеральный директор группы компаний “Ласпи” (г.Севастополь; с 1992 г.; 40 чел.).

В прошлом году с этой целью власти и туроператоры полуострова впервые обкатали программу “Бархатный сезон — сезон здоровья” (см. статью "Сезон крымчал"). Летом-осенью Министерство курортов и туризма АРК совместно с туроператорами провело семинары с представителями более 700 туркомпаний в Украине, России, странах Балтии, Белоруссии, в результате чего крымские здравницы получили более 120 тыс. дополнительных клиентов.

По словам Алексея Высоканова, президента группы компаний “Мультитур” (г.Москва, РФ; с 1999 г.; 100 чел.), в прошлом году, по сравнению с 2010 г., реализация их туров в Крым увеличилась на 16%, при этом наибольший скачок (80%) пришелся как раз на период выполнения вышеуказанной программы.

В январе-феврале 2012 г. объемы реализации выросли, по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., на 30%. Это связано и с тем, что многие здравницы Крыма воздержались от увеличения цен: отдых и лечение здесь в среднем обходится в $30-50 с человека в день — на 30% дешевле, чем на курортах Краснодарского края.

Помимо этого здравницы пытаются завлечь туристов оригинальными проектами. Например, по словам Сергея Щеголева, председателя правления санатория “Золотой колос” (г.Алушта; с 1956 г.; 253 номера), его заведение в 2012 г. планирует вывести на рынок новый турпродукт “Аll inclusive по-крымски”.

Многие санатории включают в “оздоровительный” пакет проживание, питание и пять медицинских услуг, а все остальное (в том числе, например, посещение бассейна и тренажерного зала) предоставляют за отдельную плату. Теперь же предполагается, что наряду с трехразовым питанием все услуги, включая медицинские, выбранные клиентом совместно с врачом, войдут в стоимость турпакета.

Любопытно, что законодателями мод по оздоровлению становятся курортные отели, потерявшие в кризис обычных постояльцев. Как сообщила БИЗНЕСу Ирина Потоцкая, координатор медицинского проекта отеля “Пальмира Палас”, если летом их заведение заполняют любители пляжного отдыха и spa-процедур, то зимой 50% загрузки обеспечивают клиенты, которые приезжают лечиться. Поэтому отельеры начали активно вовлекать в процесс реализации туров туроператоров и возвращаться к советской практике назначения санаторного лечения.

Что же касается экскурсионных программ, то в постсоветское время субъекты турбизнеса их не развивали. Объясняется это не только нехваткой квалифицированных гидов, но и тем, что этот бизнес невыгоден туроператорам, которые просто перепродавали клиентам услуги отелей. Впрочем, как утверждает Александр Лиев, министр курортов и туризма АРК, большинство крымских субъектов турбизнеса начинают нажимать на познавательные туры, “экскурсионку”, словом — комплексные турпродукты.

Сами туроператоры активно изучают потенциально привлекательные для туристов объекты в Крыму. Как сообщила БИЗНЕСу Елена Баженова, на полуострове “паспортизированы” около 10 комплексных маршрутов, по которым можно будет возить туристов. Это может привести к реорганизации компаний в полноценные принимающие предприятия (встреча туристов в аэропорту, предоставление услуг собственных гидов, переводчиков, экскурсоводов, аниматоров и т.д.), как это делается, например, в Египте и Турции.

По словам г-на Высоканова, попытки организовать такие компании предпринимались и ранее, но в условиях ориентации на пляжный туризм и русскоговорящую клиентуру, наличия альтернативных и более дешевых предложений от перевозчиков, экскурсионных компаний этот бизнес оказался малоперспективным. Если же крымский турпродукт будет интересен представителям дальнего зарубежья, не говорящим на русском языке, такое предприятие стоит свеч.

Дополнительные адреса

“Вирус” бархатного сезона оказался настолько заразительным, что оздоровительным турпродуктом на прошедшей в конце марта XXI Международной туристической ярмарке “Крым. Курорты. Туризм-2012 заинтересовались представители, как минимум, 16 стран.

Особенно активничали турецкие власти, которые после отмены в 2011г. визового режима с Украиной направили в Крым десант из 30 ведущих операторов выездного туризма, которые в этом году обещают завлечь в Крым не менее 40 тыс. соотечественников и удвоить количество авиарейсов на полуостров.

Еще одним важным внешним рынком для Крыма могут стать страны Балтии, правда, если отечественное Министерство иностранных дел позаботится о снижении стоимости оформления визы в Украину (сейчас — EUR110 с человека), по крайней мере, такое поручение премьер-министра Николая Азарова министерство получило в феврале этого года.

Сейчас же эта сумма является неподъемной для граждан стран Балтии. “Узнав о стоимости визы, туристы просят подобрать им другой турпродукт”, — говорит г-н Зелинский, отмечая при этом, что Украине стоит наладить регулярное авиасообщение со странами Балтии.

В качестве примера он ссылается на Белоруссию, которая в прошлом году организовала авиарейсы в Симферополь. В результате на полуостров потянулись более состоятельные туристы, которые не лежат на пляже, а заказывают экскурсионные, познавательные и медицинские туры.

Желания

Переориентация на оздоровительный и экскурсионный туризм может привести к подорожанию туристического продукта на полуострове. Но операторы надеются, что за счет предоставления более качественных комплексных услуг в Крым приедет больше туристов, в том числе и более состоятельных. Они ожидают, что в 2012 г. турпоток увеличится, по сравнению с 2011 г., на 10-15% и может составить около 6,2 млн чел. против прошлогодних 5,7 млн чел.

Отельер — об умении

Олег Фесенко (42), директор по маркетингу курортного отеля “Пальмира Палас” (г.Ялта; с 2005 г.; более 300 чел.):

— Проблема санаторно-курортной отрасли в том, что большинство туроператоров либо не умеют, либо не хотят продавать этот продукт. Им проще предлагать стандартные туры и не расходовать силы и средства на обучение персонала. Тем не менее ситуация меняется. Некоторые санатории и курортные отели, переориен­тирующиеся на оздоровительные услуги, уже начинают сознавать, что продать этот продукт без соответствующего обучения специалистов и туроператоров на местах сложно.

Чтобы клиенты понимали, за что они платят, мы, например, разделили свой продукт на отдых с процедурами и оздоровление. В первом случае принимаем всех подряд, во втором — в соответствии с установленным врачом предварительным диагнозом. Это позволяет начать лечение с ходу. К сожалению, советская система, которая предполагала наличие у пациента санаторно-курортной карты, разрушена (отнюдь не везде. — Ред.).

Но возродить эту практику предварительной диагностики заболеваний реально. Во всяком случае, чтобы сориентировать клиентов, мы создали собственный штат консультантов, которые общаются непосредственно с врачами наших будущих пациентов. Поскольку эта сервисная структура помогает реализовать лечебный турпродукт, мы не берем плату за ее услуги. На мой взгляд, если туркомпании хотят увеличить ассортимент предложений, им целесообразно идти таким же путем и заключать договоры с врачами или клиниками, которые станут их туристическими партнерами.

Туроператор — о надеждах

Борис Зелинский (41), генеральный директор группы компаний “Кандагар” (г.Киев; с 1993 г.; около 100 чел.):

— Каждый в отдельности туроператор надеется на увеличение турпотока. Но если говорить о его росте в целом, то здесь у меня есть большие сомнения. Дело в том, что 60% крымских клиентов составляют украинцы. И если турпродукт подорожает, то больше соотечественников в Крыму от этого не станет.

И еще не факт, что их место займут россияне или другие иностранные туристы, которые вряд ли смогут компенсировать потери от сокращения количества отечественных клиентов.